|
Х Р О Н И К А
Брянский клад и праславянская эпоха
Институт археологии РАН
|
В рамках состоявшегося в Москве международного научного семинара «Историко-археологическое исследование Брянского клада круга восточноевропейских выемчатых эмалей (III в. н. э.)» учёные из России, Белоруссии, Польши и Украины обсудили результаты изучения уникальной находки — Брянского клада, найденного в 2010 году комплекса из более 200 предметов, которые датируются концом II — началом III века нашей эры. Изучение этой находки позволило историкам и археологам существенно дополнить картину связей праславянских народов с римскими территориями.
Клад был обнаружен в Суземском районе Брянской области в апреле 2010 года. Учёные узнали о находке, когда обнаруживший его стал искать возможность оценить вещи для их дальнейшей продажи. Сотрудники Управления ФСБ по Брянской области смогли убедить нашедшего передать клад в Государственный Исторический музей. Впервые клад был представлен общественности в августе 2012 года.
Брянский клад содержит более 200 изделий из металла и стекла. Наибольший интерес вызывают парадные женские украшения с эмалевыми вставками (браслеты, гривны, фибулы, нагрудные цепи), а также предметы мужской элитарной культуры – детали питьевых рогов и рукоять плети.
Институт археологии РАН
|
Институт археологии РАН
|
Институт археологии РАН
|
Украшения Брянского клада известны под названием «восточноевропейские выемчатые эмали». В этом стиле, изучению которого посвящено множество работ археологов России, Украины, Белоруссии, Польши и Литвы, сочетаются технологии, пришедшие в варварскую Европу из римских провинций, и эстетические представления ранних славян и древних балтов, в ареале расселения которых были распространены подобные вещи.
Поднепровье и Прибалтика, где, вероятно, производились «варварские» украшения с эмалями, — единственные области за пределами Римской империи, где в то время получило развитие эмальерное производство, ранее унаследованное римлянами от кельтов. В ходе исследования клада исследователи смогли по-новому ответить на многие вопросы, связанные с распространением и развитием этого стиля.
«Изучение технологии изготовления эмалевых вставок Брянского клада, по сути, впервые позволило сделать вывод о том, что происходящие из него украшения (равно как и другие «парадные», «статусные» предметы в стиле варварских эмалей) делались не местными мастерами-литейщиками с использованием привозных бус, как это считалось ранее, а, вероятно, провинциально-римскими ремесленниками, профессиональными эмальерами «на заказ» для местного днепровского населения и в соответствии с локальными вкусами и традициями», — поясняет научный сотрудник Института археологии РАН Ольга Румянцева.
Соб. инф.
|