|
К Н И Ж Н А Я П О Л К А
Серьёзно о праздниках
Невежин В.А. Советская праздничная культура. Первомайские и Октябрьские торжества (1930-е — середина 1940-х гг.) / В.А. Невежин. М.: Квадрига, 2024. 424 с. (Исторические исследования). ISBN: 978-5-91791-514-2.
|
Издательство «Квадрига»
|
Праздники любят везде и всюду, дай только волю. Разумеется, в каждом уголке свои формы, обряды, ритуалы, темперамент, наконец. В фольклоре любого народа легко найти бесчисленные примеры отражения этой непременной составляющей жизни. Находится место для веселья в любое, пусть даже самое трудное, суровое время. И, разумеется, интерес к праздникам и, шире, праздничной культуре проявляют и специалисты строгих научных дисциплин, например — историки.
Правда, не стоит путать подход научный с попытками облечь свои, часто поверхностные мысли и впечатления, выраженные в форме публицистической, сиречь — обличительной. Особенно, когда речь заходит об эпохе исторических катаклизмов, где, казалось бы, праздновать и веселиться неуместно. Но жизнь берёт своё в любое время — революционное, военное... Время, когда у власти в Стране Советов находился Иосиф Сталин, конечно же, не исключение. Хотя, тут особенно широкое поле для рассуждений и резонёрства — немногие устоят.
Кинокритик Валерий Кичин в ответ на предъявляемые Ивану Пырьеву обвинения в лакировке советской действительности в музыкальной комедии «Кубанские казаки» как-то изящно заметил: никто же в здравом уме не станет судить о жизни цыган по оперетте Иоганна Штрауса «Цыганский барон». Однако, как же следует?
Именно этим вопросом задался главный научный сотрудник Института российской истории, доктор исторических наук Владимир Александрович Невежин в монографии «Советская праздничная культура». Памятуя о невозможности объять необъятное, он ограничился рассмотрением периода 1930-х — середины 1940-х годов. Тем не менее, даже представление об этом относительно коротком времени, ограниченное ещё и рамками двух пролетарских торжеств — Первомайского и Октябрьского — едва уложилось на четырёхстах страницах текста.
Поскольку автор уже успел обратить пристальное внимание на особенно приятную часть праздников в своих прежних трудах («Застольные речи Сталина. Документы и материалы», «Сталин о войне. Застольные речи 1933—1945 гг.», «Застолья Иосифа Сталина. Книга первая. Большие кремлёвские приёмы 1930-х — 1940-х гг.», «Застолья Иосифа Сталина. Книга вторая. Обеды и ужины в узком кругу ["симпосионы"]», «Застолья Иосифа Сталина. Книга третья. Дипломатические приёмы 1939—1945 гг.»), то в новом исследовании основное место уделено более прозаическим, но важным с точки зрения власти вопросам: организаторам и особенностям организации, официальным лозунгам, предпраздничным торжественным заседаниям. Разумеется, не обошлось без банкетов, но они не сильно выделялись в общем контексте и не заканчивались сказочным «и я там был...».
Владимир Невежин, несмотря на кажущуюся фривольность темы, как всегда, был строго документален и предельно корректен в подборе источников и опоре на обширный корпус архивных документов РГАСПИ, РГАЛИ и АВП РФ, многие из которых впервые введены им в научный оборот, а также широко использовал советскую печать того времени, дневниковые записи, научную литературу.
Несомненным подспорьем для будущих исследователей станут включённые в монографию приложения: подборка текстов лозунгов ЦК ВКП(б), биографический указатель, список использованных источников и литературы. Особенно нужно отметить редкие иллюстрации из фондов РГАСПИ. Нельзя не упомянуть именной указатель и список сокращений, которые помогут читателю в работе с книгой.
МИ
|