|
Настольная революция
Москва. 11-02-2020.
Предоставлено ГИМ
Исидор Станислас Эльман (1743 — 1806/1809) по оригиналу Шарля Монне (1732 — после 1808). Взятие Бастилии 14 июля 1789 года. 1795 — 1796. Бумага; офорт, резец.
|
Выставка «Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века» в Государственном историческом музее впервые в российской музейной практике представляет революционный фаянс как особое явление в прикладном искусстве Франции. В экспозиции показано около 50 керамических изделий из собраний Государственного исторического музея, Государственного центрального музея современной истории России и коллекции Татьяны Удрас — крупнейшего отечественного собрания французского революционного фаянса.
Предоставлено ГИМ
Тарелка с изображением петуха на пушке. Франция. Невер. 1790-е. Майолика; роспись по сырой эмали. Собрание Татьяны Удрас.
|
В эпоху Великой французской революции (1789 — 1799) в Невере, крупном керамическом центре, возникло уникальное явление, впоследствии получившее название «революционного» или «патриотического» фаянса. Многочисленные тарелки, блюда и кувшины с революционными эмблемами и лозунгами стали своеобразным рупором актуальных политических идей. Среди самых популярных образов, размещённых на изделиях, были изображения воздушного шара и галльского петуха на пушке (символ бдительности и отваги), разнообразные лозунги («Да здравствует нация!», «Свобода или смерть», «Мир», «Нация, закон, король»). Сюжеты, понятные каждому гражданину новой республики, отражали реалии и бурные общественные процессы во Франции периода Великой революции.
Фаянсовые предметы представлены в окружении изобразительного ряда, связанного с основными событиями и деятелями Великой французской революции. Это гравюры конца XVIII века и народные картинки, демонстрирующие политический «театр» глазами революционных горожан. Также в экспозиции представлены автографы короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты, Ж.Неккера, О.Г.Мирабо и М.Робеспьера из собрания Исторического музея.
Соб. инф.
|