Х Р О Н И К А
ЮБИЛЕЙ «КАЛЕВАЛЫ»
10 марта в Государственном историческом музее в Москве открылась выставка «Калевала — финский национальный эпос. 1835 — 1849 — 1999», посвящённая 150-летию выхода в свет первого полного издания финского национального эпоса. 1999 год объявлен в Финляндии годом «Калевалы». Выставка проводится в рамках юбилейных торжеств и организована Обществом Калевала, Архивом народной поэзии Общества финской литературы, музеем Аксели Галлен-Каллела, посольством Финляндии в Москве совместно с Государственным историческим музеем. В подготовке выставки активное участие приняли её куратор Ханнеле Малмс и автор экспозиции Сиркка-Лийса Меттомяки, а также директор музея Александр Иванович Шкурко, заместитель директора по международным связям Тамара Григорьевна Игумнова. А в оформлении непосредственно участвовали главный художник Исторического музея Владимир Фёдорович Резников и сотрудники отдела выставок Юлия Станиславовна Гудович и Иван Анатольевич Аюкин, благодаря которым российский посетитель сможет ещё ближе узнать получивший всемирное признание финский эпос.
Древние формы песенной поэзии, основанные на своеобразном четырёхдольном, использующем внутренние словесные ударения стихотворном размере, бытовали на территории расселения прибалтийско-финских племён около двух тысяч лет. Существует гипотеза, что в культуре проживавших в районе Финского залива прафинских племён около 2500 — 3000 лет назад произошёл большой перелом. Вследствие его родилась самобытная манера стихосложения, для которой были свойственны аллитерация внутри строки и параллелизм, а также отсутствие деления на строфы. Строки стиха образовывали определённый четырёхтактный размер, который стали называть калевальским размером. Музыкальная строфа по своему ритму была чаще всего четырёх- или пятидольной, а мелодии составляли специфицеский пятитоновый лад.
Старинные руны бытовали на территории всей Финляндии до XVI века. После реформации лютеранская церковь запретила их использование, заклеймив всю старую песенную традицию как языческую. Исконная песенная традиция стала угасать, вначале в западной части страны, потом и в других местах. Некоторые песни были записаны ещё в XVII веке, но большая часть была собрана только в 1800-е годы. Интересно отметить, что в Виена в Беломорской Карелии (северные районы современной Республики Карелия) традиционная калевальская поэзия дожила до наших дней.
Фото Тимо Сетяля. ФЛО
Рукописи Лённрота из собрания Фолклорного архива Финского литературного общества.
|
В момент выхода первого издания «Калевалы» в 1835 году Финляндия в течение четверти века была автономным Великим Княжеством. А до 1809 года она была частью шведского государства.
Поэма «Калевала» явилась поворотным моментом для финноязычной культуры. Она укрепила среди финнов чувство веры в возможности собственного языка и культуры и сделала маленький народ известным по всей Европе. «Калевалу» стали называть финским национальным эпосом.
28 февраля 1835 года Элиас Лённрот, создатель этой уникальной поэмы, скромно подписал инициалами «E.L.» предисловие к ней и передал рукопись в типографию. С тех пор этот день ежегодно отмечается как День «Калевалы».
В 1835 — 1836 годах «Калевала» вышла двумя книгами и очень скромным тиражом — 500 экземпляров. Однако Лённрот продолжал работать над поэмой ещё четырнадцать лет. Окончательная версия была опубликована в 1849 году. К этому времени «Калевала» имела уже европейскую известность. А в XX веке по праву стала считаться принадлежащей всемирному наследию.
Создатель «Калевалы» Элиас Лённрот родился 9 апреля 1802 года в приходе Самматти на юго-западе Финляндии в семье портного Фредрика Юхана Лённрота. Уже в пять лет он научился читать, и с тех пор книги стали его страстью.
Среди окружающих постоянное стремление Элиаса к чтению книг порождало легенды и анекдоты. «Вставайте! Элиас Лённрот уже давно сидит на суку и читает!» — этими словами хозяйка соседней торпы будила своих детей. По другому преданию, Элиас, однажды проголодавшись, попросил хлеба, которого у матери не оказалось. «Хорошо. Тогда я почитаю», — заявил мальчик.
Несмотря на бедность, родители решили отправить Элиаса в школу. Упорно стремящийся к знаниям мальчик сумел справиться со всеми трудностями, вставшими на его пути. А в 1822 году Лённрот поступил в университет в Турку. В университете он вошёл в небольшой круг преподавателей и студентов, считавших своей основной задачей развитие родного языка. Лённрот старался быть в курсе всего того, что печатали на своих страницах новые издания по фольклору. Выяснилось, что Восточная Финляндия и, в особенности, находящаяся на российской территории Беломорская Карелия — это те местности, где ещё живут старые песни.
В 1827 году столица Финляндии, город Турку, сгорел дотла. Обучение в университете в 1827 — 1828 годах не проводилось. Поэтому Лённрот провёл всю зиму, работая домашним учителем в Весилахти. Мысль о поездке в Карелию для сбора рун зародилась именно в это время.
ФЛО
Элиас Лённрот во время подготовки эпоса к изданию. Рисунок Г.Будковского. 1845 г. ФЛО
|
Лённрот принимает решение отправиться летом 1828 года в Карелию и в провинцию Саво записывать народную поэзию. Руны, собранные в первой поездке, были изданы в виде носящих имя Кантеле тетрадей в 1829 — 1831 годах. После нескольких поездок были подготовлены ещё несколько рукописей. Они, тем не менее, не удовлетворяли Лённрота. Его задачей было создание цельной поэмы, крупномасштабного эпоса, подобно гомеровским Илиаде и Одиссее, или древнескандинавской Эдде.
Так родилась состоящая из 5000 строк поэма, которую впоследствии назвали Начальной Калевалой. Однако в мыслях Лённрота снова была Карелия, снова Виена.
В пятой экспедиции в апреле 1834 года Лённрот встретил Архиппа Перттунена, который оказался самым большим мастером-исполнителем из встреченных им рунопевцев. Именно после этой поездки мысль о едином эпосе, по мнению Лённрота, стало возможным воплотить в жизнь. Впоследствие Лённрот рассказывал, что в целом придерживался того порядка построения рун внутри эпоса, который он находил у лучших рунопевцев. «Калевала» была готова в начале 1835 года, а предисловие к ней Лённрот подписал 28 февраля.
Выход издания в свет не охладил собирательской страсти Лённрота. Уже в апреле и октябре 1835 года он продолжил свою работу в Беломорской Карелии. Настоящее большое путешествие за рунами он совершил в 1836 — 1837 годах, когда через Виена направился в Лапландию, а вернувшись оттуда, продолжил свой путь из Каяни на юг, в финляндскую Карелию.
Расширенное издание «Калевалы» появилось в 1849 году. В эту новую поэму Лённрот добавил целые циклы рун и внёс изменения в большую часть текстов.
Старая «Калевала» была ещё относительно близка к изначальным текстам исполнителей. В ходе составления новой поэмы Лённрот отходил всё дальше и дальше от первоначальных образцов. Он обосновывал это тем, что имеет такое же право, которым, по его мнению, обладают многие рунопевцы — располагать руны в том порядке, в котором они лучше всего укладываются одна относительно другой, или, говоря словами руны, «Сами сделались певцами, сотворились знахарями».
Именно эту новую поэму, появившуюся в 1849 году, и стали читать в Финляндии и переводить на другие языки.
«Калевала» и сегодня, как пишет в предисловии к последнему российскому изданию, вышедшему в 1998 году в Петрозаводске, её переводчик Армас Мишин, «произведение-шедевр, прекрасный образец как для молодых, так и развитых литератур. Она привлекает внимание своей совершенной формой и гуманистическим содержанием. Каждая её страница — высочайшая поэзия».
А.Поздеев
|