Besucherzahler
счетчик для сайта





Н О В О С Т И


В КРЕМЛЕ ЗАВЕРШЕНА РЕСТАВРАЦИЯ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА


МИ/А.Поздеев 
Благовещенский собор

Музеи Московского Кремля завершили комплексные реставрационные работы в Благовещенском соборе и представили новую экспозицию. Работы проводились в 2006 — 2011 годах и стали первыми столь масштабными со времён основоположника научной реставрации Ф.Ф.Рихтера, сопровождались натурными исследованиями и позволили ответить на многие вопросы архитектурной истории памятника.

Как отметили в Музеях Кремля, одной из главных задач было выявление многочисленных строительных периодов в истории южной паперти и южного крыльца собора.

Благовещенский собор сегодня — уже третий храм, построенный на этом месте. Дата создания первого не известна, но, по оценкам специалистов, он мог быть построен в период с середины 1360-х годов, одновременно с возведением стен Кремля при Дмитрии Донском, и до 1393 года.

МИ/А.Поздеев 
Благовещенский собор.

Всё, что осталось от первого, сложенного из белокаменных блоков разного размера в технике бесшовной кладки «под заливку» небольшого одноглавого бесстолпного храма, — его подклет. Это небольшое сводчатое и почти квадратное в плане помещение размером примерно 7х7 метров — древнейшая сохранившаяся часть существующего Благовещенского собора.

В 1416 году собор был перестроен. Второй белокаменный собор был существеннее больше первого и представлял собой одноглавый, трёхапсидный, крестово-купольный четырёхстолпный храм на высоком подклете, по фасаду которого шёл резной пояс. Но просуществовал собор 1416 года недолго: в 1482 — 1483 он был разобран, и на его месте воздвигнуто ныне существующее здание, строительство которого началось в 1484 году. «Того же лета почаша рушити церковь на площади Благовещение, верхъ сняша и лубьем покрыша», — свидетельствовала об этом событии летопись.

МИ/А.Поздеев 
Директор Музеев Кремля Е.Ю.Гагарина отвечает на вопросы журналистов.

Одновременно с собором стали возводиться и палаты для хранения царской казны. Они вплотную примыкали к апсидам храма, поэтому нынешняя восточная стена Благовещенского собора долгое время оставалась скрытой от взора. Во время реставрационных работ были обнаружены многочисленные следы примыкания Казённой палаты к восточному фасаду Благовещенского собора, свидетельствующие о том, что до середины XVIII в. они составляли единое целое. Тут надо вспомнить о том, что построенный на Государевом дворе Благовещенский был домовым храмом московских великих князей и царей, связывался переходами с велококняжеским дворцом, в его подклете хранилась царская казна, а в документах XVI — XVIII вв. его называли «на Государевом дворе», «на переходах».

Третий по счёту собор стал уже не белокаменным, а кирпичным, но было сохранено основание прежнего храма — его подклет. Первоначально собор был трёхглавым, и его со всех сторон окружали крытые галереи-паперти на подклетах.

Прежде, чем обрести современный вид, храм ещё несколько раз перестраивался. И все эти изменения были тщательно изучены во время комплексной реставрации 2006 — 2011 годов.

МИ/А.Поздеев 
Зам. директора Музеев Кремля А.Л.Баталов рассказывает о реставрации.

В результате проведённой реставрации и исследований, на южной паперти была открыта экспозиция, где демонстрируются воссозданные фрагменты интерьера времени Ивана Грозного. В экспозицию вошли возвращённые на свои исторические места белокаменные резные портал и окно середины XVI века, фрагменты керамического пола и первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями, а также установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века из фонда Архитектурного декора. Они составляют единый ансамбль с резными архитектурными элементами собора и обогащают наше представление об архитектурном убранстве южной паперти и крыльца грозненского времени. Для того чтобы посетителям было легче представить, как они выглядели в середине XVI века, были раскрыты «грозненские» резные импосты и выявлены сохранившиеся в толще кладки фрагменты крестовых сводов.

Обновленная экспозиция уникального комплекса икон царского храма представляет памятники, связанные с древним комплексом главного соборного иконостаса, а также убранство трёх верхних приделов собора и частично четверика в XVI веке.

Самостоятельный раздел выставки посвящен комплексу христианских реликвий, на протяжении веков собиравшихся при царском храме. В южную часть паперти, на своё историческое место, возвращена бронзовая посеребренная рака, выполненная в 1894 году для хранения древних ковчегов-мощевиков, а также два напольных подсвечника. Этот монументальный комплекс, в который входит и отлитая одновременно с ракой ажурная решетка, относится к значительным памятникам, выполненным в национальном «историческом» духе, характерном для древней столицы России XIX века.

А.Поздеев



© Поздеев А.Д.
© «Мир истории». 1999 — 2010.



[Главная | Новости | Анонсы | Ссылки | Архив | Библиотека | Редакция | E-mail]