Х Р О Н И К А
ПЕРЕДВИЖНИКИ ДОБРАЛИСЬ ДО СТОКГОЛЬМА
© 2011, ГТГ
Г.Г.Мясоедов. Земство обедает. 1872. Государственная Третьяковская галерея.
|
В Национальном музее столицы Швеции проходит масштабная выставка русского классического искусства «Передвижники — пионеры русской живописи», где представлено более ста произведений из Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Неизменно популярные и почитаемые на родине художники всё ещё остаются недостаточно известными за рубежом, особенно — широкой публике. Открывающаяся в Стокгольме выставка предоставляет посетителям счастливую возможность ближе познакомиться с русским искусством времени Льва Николаевича Толстого и Петра Ильича Чайковского, творчество которых гораздо более известно во всём мире.
«Товарищество передвижных художественных выставок» образовалось в 1870 году в Петербурге по инициативе Ивана Николаевича Крамского (1837 — 1887), Григория Григорьевича Мясоедова (1834 — 1911), Николая Николаевича Ге (1831 — 1894) и Василия Григорьевича Перова (1834 —1882) и развивало лучшие традиции Артели художников, руководитель которой И.Н.Крамской стал идейным вождём нового объединения.
В состав «Товарищество передвижных художественных выставок» в разное время входили (помимо инициаторов) И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Е.Маковский, И.М.Прянишников, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, В.М.Максимов, К.А.Савицкий, А.М. и В.М. Васнецовы, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, Н.А.Ярошенко, И.И.Левитан, В.А.Серов и др. Участниками выставок Товарищества были М.М.Антокольский, В.В.Верещагин, А.П.Рябушкин и др.
© ГРМ
В.М.Васнецов. Витязь на распутье. 1882. Государственный Русский музей.
|
Внутренняя жизнь Товарищества основывалась на кооперативных началах. С 1871 Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах Российской империи. Художники стремились своим творчеством служить интересам народа, прославляя его величие, силу, мудрость и красоту, обличали его угнетателей и врагов, тяжёлые условия жизни. В искусстве передвижников решительно осуждались самодержавные порядки, а освободительное движение русского народа показывалось с горячим сочувствием. Выставка в Стокгольме всё это наглядно демонстрирует зарубежному зрителю.
Товарищество передвижников распалось в 1923 году, а его члены влились преимущественно в Ассоциацию художников революционной России.
В основе произведений передвижников часто лежали исторические сюжеты и сюжеты из народных легенд и сказок. В Национальном музее Стокгольма можно будет увидеть ставшие знаковыми для русской художественной культуры и знакомые каждому с детства работы, такие как «Витязь на распутье» (1882) В.М.Васнецова, «Бурлаки на Волге» (1870-73) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-91) И.Е.Репина, «Взятие снежного городка» (1891) В.И.Сурикова и другие работы.
Увидят в Стокгольме и знаменитые пейзажные работы И.И.Левитана, А.И.Куинджи, не менее известные у нас жанровые полотна Г.Г.Мясоедова, И.Е.Репина и его ученика Н.П.Богданова-Бельского, а также характерные для творчества передвижников портретны.
© ГРМ
И.Е.Репин. Казаки пишут письмо турецкому султану. 1880-91. Государственный Русский музей.
|
Выставка «Передвижники — пионеры русской живописи» стала первым показом произведений этого творческого сообщества в Швеции. Дополнительный интерес экспозиции придаёт то обстоятельство, что в последнее время работы передвижников с небывалым успехом продаются на мировых аукционах, продолжая раз от раза повышать ценовые рекорды, давно уже перевалившие суммы в миллионы долларов. Так, на недавней сессии аукциона русского искусства Christie's в Лондоне масштабное полотно Ильи Репина «Парижское кафе» было продано за небывалые $7.383.201.
Куратором выставки выступили специалист по русскому искусству XIX в. профессор Дэвид Джексон из Университета Лидса и д-р Пер Хедстрём из Национального музея в Стокгольме.
|
|