Х Р О Н И К А
ГОВОРЯЩАЯ НАТУРА
ГТГ
И.Ф.Хруцкий. Цветы и плоды. 1839. Холст, масло. 66,3 x 89,2. ГТГ.
|
Государственная Третьяковская галерея в залах на Крымском валу представила «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности», крупнейшую выставку сезона, посвящённую натюрморту. Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая всё многообразие связей человека с миром вещей. Впервые в отечественной выставочной практике демонстрируются различные типы натюрморта в русском искусстве XVIII — XIX веков и метаморфозы жанра в конце XX — начале XXI века. Цель проекта — показать смысловые и художественные особенности предметной среды в произведениях «старых мастеров» классической эпохи и её образную трансформацию в современном искусстве.
В экспозицию включено около 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметов быта из 17 музеев Москвы, Петербурга, Беларуси, Украины, а также из частных собраний. Многие из представленных на выставке произведений редко покидают музейные запасники, а некоторые и вовсе экспонируются впервые.
До настоящего времени XVIII и XIX столетия остаются самой малоизученной эпохой в истории жанра; специалисты традиционно рассматривают этот период как лишённую самостоятельного значения предысторию расцвета натюрморта в первой половине XX века. Выставка призвана изменить подобные стереотипы восприятия. Авторы проекта намеренно отказались от исторически-хронологического показа натюрморта: каждый из разделов экспозиции посвящён одному из основных типов натюрморта, где определённые предметные мотивы и скрытые за ними смыслы играют определяющую роль в создании художественного образа.
Открывают экспозицию аллегорические натюрморты и натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий. Сюжеты «vanitas» («суета сует») и «memento mori» («помни о смерти») не часто встречаются в русском искусстве, однако предметы, наделённые аллегорическим значением, нередко входят в изображения, посвящённые науке и творчеству, символизируя краткость мирских удовольствий и пользу учёного труда. На выставке впервые представлены редкие образцы таких натюрмортов, относящиеся к XVIII веку, из собраний Исторического музея и музея-усадьбы «Кусково».
В разделы «Цветы и плоды» и «Кухни» и «трапезы» включены декоративные панно и картины с изображениями даров природы. Произведения с подобными мотивами также обладают не только декоративным, но и аллегорическим значением. Во второй половине XVIII и в первой половине XIX века в Академии художеств переживала расцвет живопись «плодов и цветов». Впервые перед московской публикой предстанет работа первого руководителя этого класса — Г. фон дер Минта («Натюрморт с цветами». 1764. Частная коллекция, Санкт-Петербург). Большой интерес привлекут эффектные натюрморты классиков жанра И.Ф.Хруцкого, В.Д.Сверчкова, Ф.Г.Торопова.
Раздел «Натюрморт в портретах и жанровых картинах» представляет работы, где предметы обогащают смысловое содержание произведений, формируя семантическое пространство кабинета вельможи, учёного, знатной дамы. Вещи нередко «позируют» здесь наравне с героями, символизируя сословные идеалы, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия. На специально отреставрированном к выставке единственном прижизненном портрете И.П.Кулибина (П.А.Веденецкий. 1818) изображены уникальные изобретения механика-самоучки.
Наиболее интерактивный и ироничный раздел выставки — «Фигурные обманки» — демонстрирует живописные и графические произведения, имитирующие материальные свойства природных объектов и рукотворных вещей. Впервые представлены публике вырезные книги-обманки начала XVIII века из личной коллекции Петра I, редкие образцы «кабинетных» натюрмортов 1730-х — 1740-х годов кисти Г.Теплова, П.Богомолова. Буквальное воплощение «вещественности» живописной иллюзии, переносящей зрителя в пространство усадебного театра и парка середины XVIII столетия — уникальные садовые фигуры-обманки.
Одно из открытий выставки — никогда не выставлявшиеся в Москве натюрморты харьковского художника-академиста и фотографа Е.И.Волошинова (1823 — 1913), в конце XIX — начале XX века изображавшего цветы и плоды не только в интерьере, но и в природной среде, следуя при этом традициям искусства середины XIX столетия.
В.Пивоваров
В.Пивоваров. Выпивка и закуска. 2001. Холст, масло. 40 х 60 см. Собственность автора.
|
В каждом разделе картины и рисунки классической эпохи экспонируются параллельно с работами известных художников второй половины XX — начала XXI века, в том числе инсталляциями и объектами. Это произведения И.Кабакова, В.Пивоварова, И.Макаревича, Б.Турецкого, В.Дубосарского, Т.Назаренко и других авторов. Беспрецедентный выставочный эксперимент позволит по-новому увидеть произведения, существующие в разных контекстах.
Выставка «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» открыта со 2 ноября 2012-го по 24 февраля 2013 года.
Соб. инф., фото — Игорь КАЗАКОВ
|
|